"Обогнать Уганду!" журнал "За рулем" за июль 2009 г.

Обложка журнала за рулем за июль 2009Бензин в России хуже, чем в Нигерии и Уганде. Он на 84-ом месте в мире - таков результат проверки международного центра качества топлива. Можно ли с помощью автохимии подняться хотя бы на десяток позиций, интересуется Михаил Колодочкин и Александр Шабанов.

Скажем сразу: эксперты уважаемой организации проверяли лишь один параметр -содержание серы в бензине кстати, Штаты тоже оказались "сероваты"-где-то в середине списка из сотни стран. Но это утешает слабо .Несмотря на вопли об ужасающим качестве бензина в России, наши исследования показали, что все не так уж плохо. Более того, ситуация потихоньку улучшается. Однако же вероятность нарваться на явную бадягу существует всегда. И вот тут на помощь должны прийти различного рода присадки и добавки к бензину-их условно разделяют на три основных группы.

Первые две – октан –корректоры, призванные повышать октановое число, а так же очистители двигателя и топливной системы, которые усиливают моющую способность топлива. В вот третья группа общего названия не имеет – тут и кондиционеры, и усилители, и корректоры… Они должны и мощность увеличивать, и воду удалять, и полноту сгорания повышать, и мотор мыть, и детанацию устранять. Поэтому назовем их многофункциональными присадками. В нашей экпертизе участвуют шесть различных вариантов таких препаратов.

Терапия топлива.

Из описаний, прилагаемых из указанных снадобий следует, что если мы, Россияне, будем их использовать, то и Уганда, и даже Штаты могут отдыхать! Так, например, Российский "феном", образующий в цилиндрах закись азота, должен помочь стритрейсерам делать всех со старта, не замарачиваясь тюнингом мотора. За окенский "СОЛТРОН" сулит 15% роста мощности и такое же снижение расхода топлива…. Реклама других препаратов более скромна, но тоже обещает много радости. Но а термина типа "усилитель топлива" обещаем сильно не придираться…любопытно, что из шести составов четыре – импортные, представляют, между прочим , соединенные штаты, Англию, Бельгию и Германию, Там то на качество топлива, вроде не жалуются. Неужели она разрабатывают свои препараты специальные для Уганды и России, забывая, однако, перевести инструкции, на суахили и русский? Непонятно…

Доплата за качество.

По цене разбег немалый… От сравнительно демократичных 150 рублей за бутылку российского ТОТЕКа до нескромных 2800 рублей за 473 мл. американского "СОЛТЕРОНА". Правда, если пересчитать на литр топлива, то разброс уменьшается. "Доплата за качество" составляет от 1,5 до 8 рублей за литр обработанного бензина. Тогда безусловно лидеры по дороговизне выходит бельгийский КСЕНОН. Оправдывает ли себя такая расточительность?

Ладно, проверим. Но есть дона сложность. Эти присадки, по крайней мере большинство из них, должны в числе прочего чистить двигатель. Следовательно, нужно добиться, одинакового уровня загрязнений в моторе и раздобыть заведомо плохой бензин. Вспоминаем, что в эпоху тотального дефицита бензина экономии ради частенько разбавляли соляркой. Перед испытанием каждого препарата в исходном чистом моторе вырабатываем по 30 литров доисторической бадаги, загрязняем мотор. Это – стартовая линия. Затем мешаем топливо с присадкой и вырабатываем еще 30 литров.

Привет Уганде!

А что, препараты – то действительно работают – результат в таблицах. Отдыхай, Африка! Чем больше положительных моментов и меньше отрицательных, тем выше место. Все просто. Нет, особых чудес не обнаружилось. Но 5 –6 % снижения расхода топлива у ТОТЕКа и " Фенома" – результат достойный. За кадром остается еще ряд обещенных приятностей типа удаления воды, уменьшения темпа коррозий и проч., но их оценка в программу испытание не входило.

За счет чего эффект? Значительная его часть- результат уменьшения загрязненности мотора. Это следствие как усиленной моющей способности бензинов, так и повышения скорости и полноты сгорания. Что касается так называемого энзимного эффекта у "Солтрона" или действия закиси азота (ее для действенности надо добавлять много) у "Фенома", то назвать их ярко выраженным никак нельзя.

Вне конкурса.

При изучении описаний препаратов в одном из них, относящимся к усилителю моторного топлива ТОТЕК – УМТ, встретилась необычная фраза. Мол, его использование способствует…удалению металлосодержащих отложений в камере сгорания. Поясняем : речь о злочастных ферроценах и марганце, добавляемых в топливо для повышения октанового числа. Именно они породили большинство страшилок про то, как умирают моторы, выкушав отечественного горючего.

Долгие годы воюя за качество топлива, ничего подобного не встречали. Все знают: металлосодержащие отложения сидят на свечах и клапанах намертво: их не то что автохимией, а даже наждачной бумагой снять затруднительно. Не слишком ли смело заявлять такое?

Злорадно ухмыляясь, мы порылись в зарулевской помойке и нашли несколько свечей, убитых ферроценом ( проводили такой опыт в свое время). Сначала ввернули одну "красную" свечу в мотор и повторили наш цикл испытаний. Затем сфотографировали на память чудное сочетание органический и металлосодержащих отложений. Кроме того, еще одну нормальную свечу заменили "красной": чтобы на ней были только металлосодержащие отложения. Вот такой "хромой" двигатель и вышел за заключительную стадию испытаний.

Контроллер сошел с ума, считая дикое количество пропуской вспышек от больных свечей. Однако, к нашему изумлению, через пару часов работы на бензине с ТОТЕКом двигатель стал возвращаться к нормальной жизни. Вывернутые после испытаний "красные" и "красно-черные" свечи подтвердили: большая часть отложений с них ушла. Они заработали! не в полную мощь, но все же….

Нужны ли присадки?

Что же показала наша экспертиза? Наверное, где-то в Германии или Японии, чьи бензины в рейтинге качества бодаются за первое место, дополнительное улучшение топлива подобными присадками бессмысленно. Но мы – то живем в России – где-то между Угандой и Парагваем… Выводы о целесообразности делайие сами.

Источник: журнал "За рулем".