Российская «суперформула» (статья из журнала "Автомобиль и сервис" август 2009)

Слово «кризис» в китайском языке пишется двумя иероглифами – «опасность» и «возможность». Причем иероглиф «возможность» имеет много значений, например как новый шанс или необходимость искать новое решение.

Ученые и технологи из «Корпорации Топливные Технологии» навряд ли изучали китайскую философию. Но их присадка «ТОТЕК Цетан Мах (суперформула)» – идеальное «антикризисное» решение, которое ищут сегодня многие автовладельцы. Присадка дает экономию дизтоплива, улучшает динамику работы двигателя, параллельно увеличивая ресурс его работы, уменьшает дымность выхлопных газов. И самое важное – она снижает требования к качеству дизтоплива, что в наши кризисные времена особо ценно. Да и стоит присадка очень недорого.

Каким образом удалось создать продукт, который объединяет вещи, в обыденной жизни несовместимые – чтобы было дешево, но эффективно? Об этом мы попросили рассказать Михаила Брыкина – руководителя проекта по разработке продуктов, улучшающих горение топлив, генерального директора «Корпорации Топливные Технологии», которой принадлежит торговая марка «ТОТЕК».

Цетановое число – в практическом смысле

Прежде всего разберемся с названием присадки: почему в нем есть слово «цетан»? Цетановое число – это основная моторная характеристика дизельного топлива: чем оно выше, тем короче ПЗВ (период задержки воспламенения) и тем лучше воспламеняется топливо.

Чем позже топливо воспламеняется, тем менее эффективно оно сгорает; и это воспринимается как более жесткая работа дизеля, при которой возрастают ударные нагрузки на подшипники ЦПГ и другие детали двигателя, что в конечном итоге приводит к их преждевременному износу и разрушению. Поэтому способность дизельных топлив к воспламенению является таким же важным показателем для дизелей, как антидетонационные свойства бензинов для двигателей с искровым зажиганием (октановое число).

Каким должно быть цетановое число? Исследованиями установлено, что при цетановом числе около 60 происходит своеобразное «насыщение» показателей работы двигателя и дальнейшее его увеличение бессмысленно. Так что оптимальное цетановое число по требованию европейских производителей автомобилей и европейскому стандарту ЕN 590 лежит в пределах от 51 до 58 единиц. ГОСТ 305 «Топлива дизельные» в этом вопросе более лоялен: не ниже 45 единиц. Но сегодня экономический кризис ставит всех владельцев парка дизельных грузовиков перед жесткой дилеммой – можно купить недорого цистерну дизтоплива. Но анализ показывает, что у него низкая воспламеняемость. Можно ли ее повысить? Опять же в недорогой солярке есть парафины, сера – как будут двигатели работать на ней? В общем, вот и выбирай: либо – дорого, либо – риск…

Универсальное решение – существует

Может показаться сказкой, но «ТОТЕК Цетан МАХ (суперформула)» решает эту дилемму, придавая недорогому топливу свойства высококачественного. Присадка была разработана российскими учеными, занимающимися созданием топлива для ракетно-космического применения, поэтому в ней очень много передовой науки, опережающей западные «пионерные» разработки лет на 10–20. Главный «секрет» ее заключается в том, что она… не «улучшает» топливо, а управляет процессом его горения в двигателе.

Использование информационного управления горением на основе нанотехнологий убирает отрицательное влияние традиционных промоутеров воспламенения, широко применяемых в качестве цетанповышающих присадок. Проще говоря, присадка, добавленная в количестве всего 0,075%, эффективно повышает цетановое число дизельного топлива, но при этом не оказывает побочного воздействия на его другие показатели, в частности температуру вспышки.

Как она работает?

С помощью изменения величины цетанового числа и введения нанокатализаторов и наноредуцентов «сдвигается» период задержки воспламенения, изменяется местоположение пика кривой давления поршневых газов относительно оптимального угла поворота коленчатого вала. Присадка повышает полноту сгорания топлива и делает фронт горения более «крутым», скоростным, снижает температуру выхлопных газов.

В реальности топливо, модифицированное «ТОТЕК Цетан МАХ (суперформула)», полностью сгорает в камере, а не в выхлопных трубах, что практически исключает проникновение пламени в газовыхлопной тракт и, как следствие, прогорание труб. А кроме того, объем вредных выбросов в атмосферу снизится на 40%. Есть еще одно очень дорогогостоящее свойство присадки – примерно через 100 км пробега с ее применением камера сгорания, форсунки и клапаны двигателя очистятся от отложений асфальтенов, коксов и нагаров.

В результате применения присадки мощность двигателя увеличится, расход топлива снизится минимум на 5–8%. Уменьшится шумность. Выхлопные газы станут чище. И в зимнее время запуск двигателя станет значительно легче.

Причем надо отметить, что стоимость присадки значительно ниже гораздо менее эффективных западных присадок. Можно сказать, что такого не бывает: чтобы так дешево и так хорошо. Бывает, когда огромному научному потенциалу нашей страны находится место в реальном производстве и когда это продукт сделан для блага потребителя.

Все свойства «ТОТЕК Цетан МАХ (суперформула)» подтверждены испытаниями присадки во Всероссийском НИИ по переработке нефти, других испытательных центрах. А сама присадка успешно прошла двухлетние ходовые испытания на отечественных и иностранных машинах, оснащенных дизельными двигателями: КамАЗах, МАЗах, «вольво», «тойотах», «мицубиси» «фордах». Заметим: ходовые испытания в реальных российских условиях.

В следующем номере мы расскажем о высокоэффективной присадке «ТОТЕК» для Евро-4, которая специально разработана для дизельного топлива, вырабатываемого в нашей стране по стандарту Евро-3 и Евро-4.

Источник: журнал "Автомобиль и сервис"