Статья из журнала "Бизнес журнал" февраль 2012.

Перед тем как начать беседу, основатель корпорации «Топливные технологии Михаил Брыкин открывает перед собой тетрадь формата А-4, чтобы фиксировать основные моменты разговора, цифры, ключевые слова.

- Тетрадь - необходимый атрибут любого действующего бизнесмена, - заявляет он. - В бизнесе - как в картах: часто приходится блефовать, чтобы создать определенный имидж, впечатление. И необходимо контролировать записями - и себя, и собеседника. Чтобы спустя какое-то время, даже годы, встретиться - и говорить не с чистого листа, а оперируя вполне конкретными фактами.

Столь полезную для бизнеса педантичность Брыкину, бывшему ученому, еще во времена СССР привил научный руководитель в оборонном НИИ. В нашей стране сейчас найдется не много людей, которые могли бы похвастаться таким предпринимательским стажем, как у Михаила Брыкина, - почти четверть века (кооператив "Спектр-ABTO", ставший впоследствии одноименной промышленной группой, он открыл в 1987 году). Однако своими "курсами MBA" он все равно считает работу в советском НИИ.

Левые идеи.

Основателя "Топливных технологий" занимают самые разнообразные материи: проблемы труда и капитала, глобальный угле¬водородный баланс, всенародное благо. Удивительным образом все это в конце концов так или иначе оказывается у него увязанным с бизнесом и горюче-смазочными материалами - основным предметом специализации.

Порой его взгляды неожиданны для человека, которого еще в середине 1990-х годов стали называть российским миллионером. Так, рыночная экономика, по его твердому убеждению, должна "строиться и коммутироваться" с оглядкой на идею «всенародного блага», которую подняли на знамя еще в СССР. По его мнению, эту идею невозможно заменить "социальной ответственностью бизнеса": будучи "локальной", она не снимает проблему «броуновского движения предпринимателей» (когда каждый сам за себя) и на деле представляет собой малосодержательный маркетинговый термин. Именно сейчас "всенародное благо" может занять место национальной идеи, которая в России пока еще отсутствует. Тем более что память еще свежа ...

- Социализм был многим хорош, - говорит Михаил Брыкин, -однако имел большие издержки, связанные прежде всего с иждивенчеством. Иждивенчества предприниматель не допустит. Главное, чтобы он действовал на основе концепции "всеобщего блага", согласно скоординированному государством плану. Сейчас предприниматели могли бы стать пассионариями, если бы разделили общую идею и использовали "прибавленную стоимость" не только в угоду своим эгоистическим устремлениям. Даже коррупционер, вкладывающий деньги в российскую экономику, мог бы таким образом считаться праведником. В юношеском возрасте меня поразила история Саввы Морозова. Как он мог добровольно давать деньги на революцию? Однако, став капиталистом, я это понял: он улучшал жизнь для своих рабочих и не мог этого сделать для остальной страны. Самому все «пирожки» не съесть, гораздо более радостно разделить "трапезу" с народом.

Проблемы современного российского общества, по мнению Брыкина, возникают как раз из-за "броуновского движения": «В итоге не происходит движения вперед всей страны, а также людей, в ней проживающих, включая предпринимателей. Руководствуясь исключительно вопросами прибыли, они зачастую не созидают, а разрушают. Эту разрушающую силу предприниматель почувствовал на себе, когда в 2005 году был вынужден расстаться со своей первой компанией "Спектр - АВТО", которой посвятил восемнадцать лет жизни. Как писала тогда деловая пресса, компанию приобрела международная торгово- промышленная ассоциация Dеlfin Group. "Недружественное поглощение", -коротко комментирует эту сделку Брыкин сейчас. И по такой немногословности понимаешь: тема «закрытая» .

Масло масляное.

«Спектр-Авто» Михаил Брыкин организовал на заре кооперативного движения. И сразу пошел против тогдашнего «спекулятивного» тренда, потому что нацелился не торговать, а заниматься производством - причем не простым, а инновационным. Вместе с бывшими коллегами кооператор разработал новый состав моторного масла, которое стал производить и продавать под маркой "Спектрол". Время для бизнеса на ГСМ было хорошее: отечественные нефтяные компании рынок масел еще по-настоящему не "распробовали и не поделили", а крупные западные в Россию прийти не успели. У небольших производственных структур было достаточно времени, чтобы встать на ноги и окрепнуть

Довольно быстро "Спектр-АВТО" наладил производство сразу на нескольких площадках в Москве, Нижнем Новгороде, Ярославле, Рязани - по соседству с НПЗ. Сейчас это звучит странно, но некоторыми из производственных площадок молодая научно-производственная компания пользовалась совершенно бесплатно.

- В то время власти действительно поддерживали малый бизнес, - вспоинает Брыкин. ¬Государственным учреждениям и заводам, которые размещали у себя подобные предприятия, это ставилось в "зачет!", а сами они выступали "кураторами" проекта. Банки давали кредиты под 3-4% годовых. Налог - 5%! Вот было бы неплохо, если бы сейчас обязанность поддерживать малый бизнес была вменена олигархам, а банки давали кредиты под такой процент!

"Спектрол", первый российский бренд на рынке ГСМ, шел в продаже очень хорошо. К 1997 году предприятие выпускало около 2 млн литров масла в месяц и контролировало почти четверть российского рынка фасованных смазочных материалов. Производились трансмиссионные масла, автокосметика, масляные и воздушные фильтры, а также линейка технических жидкостей, включавшая в себя множество позиций - вплоть до стеклоомывателей, которые компания Брыкина изготавливала из контрафактной водки. Хватало денег и на статусное продвижение марки. "Спектр-Авто" спонсировал команду КамАЗа в ралли "Париж - Дакар", гонщиков АвтоВАЗа, а в 1996 году основал собственную профессиональную команду по шоссейно-кольцевым гонкам Spectrol Racing Теаm - для имиджа и тестирования своих продуктов в экстремальных условиях. Вторым пилотом в команде, кстати, выступал сам Брыкин на ВАЗ-2108 ("Самому погонять хотелось!»).

Научные разработки в "Спектр- Авто" также велись на постоянной основе. К середине 1990-х Брыкину удалось разработать собственный загуститель для изготовления масла. "Первый в России, уточняет предприниматель. - Даже в СССР пользовались импортным загустителем, притом что для производства масла это ключевой продукт. Однако массово запустить в производство свою разработку Брыкину тогда не удалось: несмотря на предварительные договоренности с различными ведомствами, заказы срывались. В итоге проект остался только на уровне опытно-промышленной установки, снабжавшей собственное производство.

Между тем конкурентная обстановка на рынке накалялась. И в конце 1990-х у "Спектр-Авто" начались проблемы с сырьем. "Зачем им было бороться, когда проще было перекрыть нам кран?!" - риторически вопрошает Михаил, имея в виду нефтеперерабатывающие предприятия. Многие из них также занялись выпуском масел и ... стали отказываться отпускать базовые компоненты конкуренту

- Приходилось договариваться с закупщиками базовых масел и брать у них по более высокой цене, - рассказывает Брыкин. В тот момент я предлагал своим российским конкурентам из нефтяных компаний объединиться, чтобы не потерять рынок, воюя друг с другом. Не получилось. Если в середине 1990-х один "Спектрол", держал 24% рынка фасованных продуктов, то сейчас всем российским производителям остается довольствоваться только 20%: остальное забрали западные компании.

Против российских марок масел работал и "синдром постсоветского человека!", который тогда был распространен среди потребителей: "отечественное - хуже заграничного!". Объемы продаж и рыночная доля "Спектра-Авто" стали снижаться, а из четырех производственных площадок к 2005 году осталось только две.

Базис и надстройка.

По мнению Брыкина, дело было не только в конкуренции: его подход к продукции идеологически часто не соответствовал «обще корпоративным предпринимательским ценностям». Создание качественных, долгоиграющих продуктов полностью отвечает интересам потребителя, но подчас идет вразрез с интересами бизнеса, которому нужны обороты и продажи.

- Помните о временах, когда в нашей стране все говорили о немцах с их двигателями-макаронниками (с ресурсом на миллион километров пробега. - Прим. ред.)? - спрашивает Брыкин. -О них теперь, с наступлением глобализма, постарались побыстрее забыть. Идеология капитализма и глобализма противоречит идее "вечного двигателя!". Современная автомобильная компания, несмотря на декларации, вовсе не ориентирована на то, чтобы машины служили долго. Идеал для нее -чтобы машина вообще была одноразовой: использовал и выбросил! То же самое касается горюче смазочных материалов и продукции других рынков. О потребителе в такой парадигме никто не думает. Об экологии - тоже ... С точки зрения "общепринятого маркетинга!" такой подход считается вредным. Фактически я был «революционером», который стремился изменить систему. В бизнесе ведь все происходит, как в политике. Ты должен играть по правилам и преследовать общую корпоративную цель.

Оставшись не у дел в 2005 году, Михаил Брыкин в пятьдесят шесть лет отправился "на пенсию" -уехал на свою виллу в Португалию. Но долго там не высидел.

- Я прожил в Португалии меньше года, - вспоминает он. - Дольше про водить время, сидя на берегу океана и глядя на набегающую волну, не мог: слишком велика была жажда деятельности. Сейчас мне 62 года, и пример деятельного человека для меня - Джордж Сорос ему за 80 - а все живо интересуются его делами и поступками на рынке ценных бумаг.

Вернулся в Россию Михаил Брыкин в 2006-м с двумя задачами - создавать рабочие места и быть полезным для страны. Бизнес-идей тоже было две: он планировал заняться разработкой и выпуском топливных присадок, вполовину сокращающих вредные выбросы в атмосферу, а также производством биотоплива - как современного экологичного источника энергии. Для этого и была создана корпорация "Топливные технологии".

Присадки требовали меньших инвестиций, поэтому Брыкин начал именно с них. При этом он сразу же постарался сделать проект "идеологически выдержанным" -в соответствии с собственными взглядами: присадки должны были помочь потребителю экономить топливо, дать возможность мотору работать "долго и счастливо» и беречь окружающую среду. Экологические проблемы беспокоят предпринимателя и изобретателя не меньше, чем конфликт интересов труда и капитала.

- Понимаете, углеводородный баланс в атмосфере становится все более хрупким, - объясняет он. В результате природа будет с каждым годом все агрессивнее по отношению к человеку. Как результат, когда-нибудь человечество окажется сметено с лица земли. Между тем баланс в атмосфере зависит от того, насколько "не расконсервирован" углекислый газ, сконцентрированный в запасах нефти и газа. И с ростом активности в этих отраслях проблема избытка углерода в атмосфере будет стремительно расти. Для предотвращения природной катастрофы, конечно же, я предложил бы человечеству озеленить Сахару ... Однако в качестве паллиативной идеи начать можно с того, чтобы каждый клочок земли в городах, пустующие земли в областях использовать для озеленения. Можно, например, обязать автоконцерны высаживать по сто деревьев за каждый про изведенный автомобиль. Потребителей можно было бы также подключить к решению экологических проблем. Например - регистрировать автомобиль лишь по предоставлении талона, подтверждающего, что человек "подготовился" к экологически вредной покупке и посадил десяток деревьев.

Мечтательно улыбающийся при произнесении последней фразы Брыкин, как можно заметить, в Португалии вовсе не "исправился" и по возвращении на Родину продолжает играть по своим правилам.

Так, не имея достаточных средств на маркетинг своих присадок "ТОТЕК", он принялся сам бесплатно раздавать их на автозаправках. И до сих пор весьма охотно общается с конечным потребителем: даже во время беседы с "Бизнес-журналом" несколько раз отвлекался на звонки. "Не считаю зазорным лично давать консультации!" - пожимает плечами Михаил Брыкин, вешая в очередной раз трубку, и тут же подводит философскую базу:

- Люди к нам приходят один за другим из "ниоткуда", черпая информацию из ноосферы, согласно теории Вернадского ...

Информационные технологии

- Исследования нейрофизиолога академика Бехтеревой говорят о том, что в человеческом мозге нет места для хранения информации, -продолжает глава "Топливных технологий" - Все содержится в ноосфере - наверное, для того чтобы информация попадала только нужному адресату. Существует информационная теория управления состоянием вещества, которую я начал разделять и при менять на практике. Если в двух словах, базируется она на том, что все в мире - информация. В Библии не зря сказано: «В начале было Слово!>. На этом основывается и мой подход к материалам. Так, например, машинное масло я вижу не с механической точки зрения, а исключительно с информационной. Оцениваю, насколько каждому компоненту, который участвует в составе, "хорошо" работать с другими. Ведь если всем компонентам друг с другом "хорошо", то и масло будет "хорошее" (и мотор за это скажет спасибо). Любое вещество на своих электронных оболочках или каких-либо других структурах несет информационную составляющую. Сама жизнь зародилась вследствие случайной комбинации информационных носителей. Поэтому конструирование какого-либо материала зависит исключительно от их взаимодействия. В свое время я открыл секрет конструирования масел. Я хорошо знаю, как подобрать компоненты друг к другу. В этом случае большое значение имеет синергия, когда все компоненты работают заодно и с удвоенной силой. В соответствии с теорией всенародного блага, только на молекулярном уровне.

По словам Брыкина, топливные присадки "ТОТЕК" стали популярными у водителей. Конечно же,до успеха "Спектрола" им еще далеко. Однако, по подсчетам предпринимателя, с 2006-го рост продаж присадок составляет 20% в год. Довольно быстро удалось наладить дилерскую сеть по всей стране. А вот работа в Ь2Ь-секторе пока хороших результатов не принесла. Казалось бы, владельцам автопредприятий было бы выгодно экономить топливо и сохранять ресурс двигателей. Однако хорошее впечатление водителей от использования продукта плохо конвертируется в контракты с их работодателями

- Всплыла проблема, которую мы не учли, - говорит Брыкин. Управляющие транспортными компаниями, как выяснилось в процессе общения, не видят прямой выгоды и не готовы тратить деньги на присадки. Дело в том, что в этом сегменте рынка довольно значимым элементом является внутренняя коррупция. Управляющий платит небольшую зарплату водителям, поскольку знает, что они все равно будут подворовывать на ГСМ. Соответственно, водителю не с руки рассказывать, как он сэкономил с помощью присадок.

Не удается также получить контракты с государственными учреждениями

Но, несмотря на это, у Брыкина есть все основания полагать, что его присадки смогут прижиться в Европе и, сделав небольшой крюк, вернуться в Россию.

- Не так давно к нам обратилась мэрия Риги- рассказывает он - Евросоюз обязал Латвию снизить уроветь выбросов углеводородов в атмосферу, и власти озаботились этой проблемой. Мэрия выпустила на маршрут специальный автобус, который тестирует нашу присадку. Если факт экономии будет подтвержден они будут внедрять наш продукт на городском автотранспорте, и информация об этом будет доведена до комиссии экологии Евросоюза в Брюсселе. Тогда и у нас дело пойдет быстрее!

Антидепрессант.

Четыре года назад, в соответствии со своим первоначальным планом, корпорация «Топливные технологии" начала строительство производства твердого биотоплива - пеллет - в Тверской области. Следом Брыкин рассчитывал запустить еще несколько подобных площадок в других регионах, чтобы получить экономию на масштабе, но помешал кризис. Сейчас мощности предприятия загружены не до конца, однако рентабельность все равно устраивает изобретателя. Как ни крути - 40%. Пеллеты производят из отходов лесоперерабатывающей промышленности -из так называемой биомассы (прежде всего бурелома, нестроевого леса и порубочных остатков, скапливающихся в окрестных лесах).

Поначалу Брыкин думал о производстве рапсметилэфира и биоэтанола, однако отказался от этих идей как слишком капиталоемких. В первом случае запуск производства потребовал бы инвестиций в 27 млн евро, во втором - еще больше. Пеллетный бизнес обошелся в 8 миллионов и с выбором исходного сырья, как показал дальнейший ход событий, предприниматель не ошибся.

В этом проекте пересекается сразу несколько идей, вдохновляющих главу " Топливных технологий». С одной стороны, все та же экология: посредством сжигания биотоплива в атмосфере поддерживается необходимый баланс. С другой - добыча сырья в этой отрасли работает на очистку российских лесов, а также связана с переработкой отходов других производств. Еще Брыкина воодушевляет социальный фактор: места, в которых преобладают источники сырья для его производства, сосредоточены в основном в депрессивных регионах, где с помощью организации подобных предприятий можно заметно разряжать социальную обстановку, создавая рабочие места.

- Что характерно для славянского народа? - формулирует вопрос предприниматель - и начинает перечислять: - Он очень социален, ему свойственна соборность. Наши люди очень нуждаются в обществе, общности. Они испытывают большую потребность быть нужными. И если людей лишить всего этого, автоматически это будет означать лишение смысла жизни. Без него люди будут даже физически умирать. От пьянства или от тоски.

Продолжение следует.

Сейчас в корпорацию "Топливные технологии" входит два предприятия, плюс зарождается третье. Разумеется, Брыкин не оставил свою основную специализацию 0производство масел (также под брендом "TOTEK") и в прошлом году запустил производство линейки полностью синтетических масел "топ-премиум-класса" (как он его характеризует) - на базе прошлых наработок и новых технологий. Сейчас активно ищет инвесторов. Причем именно таких, кто оказался бы способен разделить с ним "бремя и радость от ведения инновационного бизнеса".

НИОКР в своей корпорации Брыкин также организовал на новый лад. Его лаборатория - это не обособленное пространство в классическом понимании, а некий "цeнтp", из которого поступают задания для групп ученых, не связанных и даже незнакомых друг с другом. Каждый из них выполняет какую-то часть работы, но не знает проблемы в uелом. Такой подход, надеется изобретатель, поможет избежать утечки информации. Свое новое масло он производит примерно таким же способом: заказы на ингредиенты размещены на нескольких сторонних площадках, а компаундирование ( сборка ) проходит уже под его контролем. «Примерно так же строил свой "Наутилус" капитан Немо», - проводит параллели Михаил.

В конце разговора Брыкин бросает взгляд на свою тетрадь: по мотивам встречи он не успел написать ни одной строчки. «Давайте я хотя бы впишу марку вашей машины. Каким, кстати, маслом вы пользуетесь?".

Источник: "Бизнес журнал"