«ТОТЕК для Евро-4» – делаем хорошо

«ТОТЕК для Евро-4» – делаем хорошо.(статья из журнала "Автомобиль и сервис" сентябрь 2009)

Французская поговорка Le mieux est I'enneini du bien (Лучшее – враг хорошего) существовала еще 500 лет назад. Да и сегодня каждый из нас может привести не один пример справедливости этого высказывания. Но технический прогресс не остановить. И что же делать с этим парадоксом? Остается одно – решать его. Смазочный продукт «ТОТЕК для Евро-4», созданный учеными и технологами из Корпорации "Топливные Технологии" на основе фундаментальных исследований российской науки, как раз и произведен для решения частного, прикладного случая этого парадокса. Об этом препарате мы попросили рассказать Михаила Брыкина – руководителя проекта по разработке продуктов, улучшающих горение топлив, генерального директора Корпорации "Топливные Технологии", которой принадлежит торговая марка «ТОТЕК».

Управление состоянием топлива

В статье, опубликованной в предыдущем номере журнала, рассказывалось о цетановом числе – основной моторной характеристике дизельного топлива. Кратко напомню, чем выше это число, тем короче период задержки воспламенения (ПЗВ) и тем лучше и быстрее воспламеняется топливо. Если ПЗВ длинный, это воспринимается как более жесткая работа дизеля. При этом возрастают ударные нагрузки на подшипники ЦПГ и другие детали двигателя, что в конечном итоге приводит к их преждевременному старению, износу и разрушению.

Перед владельцами дизельных автомобилей всегда стоит вопрос: какое топливо покупать? Дешевое, но с низкой воспламеняемостью, или с высоким цетановым числом, но дорогое. Кроме того, в недорогой солярке есть парафины, сера – как будут двигатели работать на ней? Топливные продукты «ТОТЕК» успешно решают вопрос тюнинга топлива. С помощью изменения величины цетанового числа и введения нанокатализаторов и наноредуцентов присадки «сдвигают» период задержки воспламенения, изменяется местоположение пика кривой давления поршневых газов относительно оптимального угла поворота коленчатого вала. Присадки повышают полноту сгорания топлива и делают фронт горения более «крутым», скоростным, снижают температуру выхлопных газов. В результате топливо при сгорании отдает свою энергию поршню, а не окружающей среде. Предотвращается перегрев головки двигателя, особенно на высоких оборотах. Грубо говоря, присадки преобразуют дешевое топливо в качественное.

Но сегодня появилась проблема, о которой еще несколько лет назад никто и не задумывался. Экологические требования привели к появлению топлива, отвечающего требованиям Евро-4 – с низким содержанием серы. И вот здесь-то и возник знаменитый парадокс: новое вроде бы лучшее – топливо не обладает необходимыми смазывающими свойствами, которые есть у более дешевых сортов…

Сера – это и плохо, и хорошо

Плохо для окружающей среды и хорошо для движущихся частей форсунок и топливных насосов. Дизельное топливо, выпущенное по регламенту Евро-4 (для улучшения его экологических показателей), значительно «сужено» по молекулярному составу, а это плохо сказывается на его горении – в результате теряется мощность и приемистость двигателя. А из-за удаленного из топлива естественного смазывающего агента – серы – в значительной степени повышается износ топливной аппаратуры и возникает необходимость добавления в топливо специально разработанных смазывающих агентов. Из-за удаленных вместе с серой естественных поверхностно-активных веществ топливо также приобретает повышенную коррозийную активность, увеличивающую коррозийный износ как топливной аппаратуры, так и всей топливной системы. Дело в том, что в результате гидрообессеривания из топлива вместе с сернистыми соединениями и ароматическими углеводородами удаляются поверхностно-активные вещества, выполняющие в обычном топливе функцию антикоррозионного агента.

Сбор статистической информации на сервисных пунктах с именитыми брендами и других СТО, занимающихся ремонтом и заменой топливной аппаратуры на дизельных двигателях, показал, что происходит существенный рост отказов и выхода из строя топливной аппаратуры дизельных двигателей, применявших топливо, изготовленное по стандарту Евро-4. В частности, отмечается повышенный износ и коррозионное поражение деталей топливных насосов форсунок. Преждевременный отказ топливной аппаратуры, как правило, ложится многотысячными рублевыми затратами на плечи или в карман владельца дизельного автомобиля. Так что качественное топливо неожиданно создало серьезную проблему.

Для того чтобы решить ее «Корпорация "Топливные Технологии"» разработала экологическую ресурсоэнергосберегающую присадку для компенсации недостатков современного дизельного топлива Евро-4. Присадка получила рабочее название «ТОТЕК для Евро-4». Она позволяет компенсировать недостаток смазывающих свойств, приводящий к повышенным износам трущихся пар топливной аппаратуры дизельного двигателя. Присадка также восполняет потерю скорости сгорания топлива Евро-4, и автомобиль приобретает лучшие динамические характеристики. Она экономит топливо за счет увеличенной полноты сгорания и снижает вредные выбросы, особенно эмиссию СО и СН, NOх, поддерживает повышенную чистоту камеры сгорания форсунок и катализатора дожига выхлопных газов, усиливая действие моющих и смазывающих присадок, уже заложенных производителем дизельного топлива Евро-4.

Как она работает?

Компоненты, управляющие горением, находящиеся в составе присадки «ТОТЕК для Евро-4», обладают способностью снижать энергетический порог вступления в реакцию окисления углеводородов. Одновременно они повышают энергетический порог вступления в окислительную реакцию серы. Она в основной своей массе вылетает вместе с выхлопными газами в атомарном, неокислившемся виде, не нанося вреда ДВС и окружающей среде. И лишь незначительная часть серы превращается в оксиды. Вот почему происходит снижение вредных выбросов СО, СН, NOх, SO2, SO3.

Результат применения присадки «ТОТЕК для Евро-4» станет заметным уже через 50 километров пробега, когда на трущихся и соударяющихся поверхностях ТНВД и форсунок сформируется выстилающий слой из «умных» молекул смазывающего вещества, которые обладают способностью распознавать напряженные участки металла и садиться на них, защищая таким образом. Еще из школьного курса физики известно об изменении доменных структур металла под механическим напряжением – достаточно по ненамагниченной железной проволоке постучать молотком, и она становится способной притягивать стальную иглу. Известно, что форсунка Common Rail непосредственного впрыска в двигатель совершает до 10 000 циклов в минуту. Это значит, что запорная игла 10 000 раз в минуту ударяет по седлу, закрывая доступ дизельного топлива в камеру сгорания. Отсюда и этот стрекот форсунок в дизельном ДВС. Шумность работы форсунок снижается благодаря тому, что запирание, удар иглы о седло уже протекает через выстилающий молекулярный слой прочно закрепившейся на металле смазки». Смазке подвергается и верхнее поршневое кольцо в самой проблемной зоне – на подходе поршня к ВМТ.

В итоге владельцы дизельных автомобилей получают возможность дополнительно и гарантированно защитить топливную аппаратуру дизельного двигателя, существенно снизить шумность его работы, улучшить динамику. При этом автомобиль становится еще более экологичным, экономным и мощным. Способность к эффективной работе на высоких оборотах возрастает, что для дизельного двигателя очень важно.

Так что парадокс «Лучшее – враг хорошего» имеет разумное объяснение. Пусть и частное, только для дизельных двигателей, но гарантированно надежное. Главное – в итоге качество жизни человека повышается.

Источник: журнал "Автомобиль и сервис"